Когда чувства мешают работе
На курсах по тайм-менджменту учат: всегда добавляйте +50% запланированного срока к проекту. А откуда берутся это лишние затраты времени? Как показывает практика, очень часто потери происходят в коммуникациях, кто‑то не так понял, кто‑то вовремя не сообщил. А кто‑то откровенно конфликтует, что тоже не ускоряет процессы передачи информации.
Но тема коммуникации слишком обширна, чтобы осветить ее в одной статье.
Поэтому давайте попробуем затронуть хотя бы часть. А конкретнее: влияние эмоций на кросс-функциональное взаимодействие. Что делать, чтобы снизить риск срыва срока проектов по причине низкого эмоционального, командного интеллекта.
В идеальном мире сотрудники компании — это рациональные и хладнокровные роботы, которые выполняют свои задачи с максимальной эффективностью, не поддаваясь эмоциям и личным предрассудкам. Но реальность — это не фильмы про киборгов, а живая жизнь, полная чувств, эмоций, обид и ложного чувства справедливости.
Как побороть эмоциональную нестабильность?
Низкий эмоциональный интеллект — это не приговор. Существуют способы улучшить способность управлять своими эмоциями и строить здоровые коммуникации в команде.
«Ни себе, ни людям»: когда эмоции берут верх.
Представьте себе: Сотрудник отдела продаж пытается договориться с маркетологом о подготовке нового рекламного материала. Он считает, что материал должен быть готовым к завтра, но маркетолог говорит, что это нереально, так как у него много других задач. Продавца это злит: «Как так, у него много задач, а у меня срок горит? Я ведь тоже загружен!». Он начинает давить на маркетолога, требуя ускорить работу. Но маркетолог, в свою очередь, чувствует себя неуважительно, обиженно и уже не готов отвечать на его просьбы.
Результат: проект задерживается, срок срывается, у обоих падает мотивация и желание решать общие задачи.
«Мы в белом, а остальные…». Исторические конфликты.
Эмоции могут привести к проблемам не только в рамках одного проекта, но и на уровне целых подразделений. Например, между теми же отделами маркетинга и продаж могут быть «исторические» конфликты, обусловленные отличиями в подходах к работе и разными целями.
Маркетологи могут считать, что продажники не достаточно хорошо знают продукт, не уделяют достаточно времени презентации и не проявляют творческого подхода к работе. Продавцы, в свою очередь, могут считать, что маркетологи создают нереалистичные планы, не учитывают реальные потребности рынка и не делают то, что действительно помогает продавать.
Результат: взаимные обиды, нежелание помогать друг другу, срывы сроков и неэффективные результаты.
«Справедливость по‑моему»: когда чувства мешают видеть общую картину.
Неумение управлять своими эмоциями может привести к ложному чувству справедливости. Сотрудник, обиженный на коллегу, может начать действовать из принципа: «Если он не делает своего дела, то и я не буду делать своего». Он может отказаться от взаимодействия, не хотеть делиться информацией или умышленно затягивать с выполнением своих задач.
Например, сотрудник отдела разработки считает, что сотрудник отдела тестирования не достаточно хорошо проверяет его код и выдает необоснованные замечания. Он обижается на него, отказывается исправлять ошибки и начинает умышленно затягивать с выполнением своих задач, думая, что тестировщик «получит то, что заслужил».
Вместо эпилога: эмоции — не враг, а союзник.
Эмоции — это неотъемлемая часть человеческой природы. Их нельзя отменить, но можно научиться управлять ими. Развитие эмоционального интеллекта — это не просто модный тренд, а важный шаг на пути к эффективным коммуникациям в команде. И только в этом случае чувства не будут мешать работе, а станут мощным инструментом для достижения общих целей.
P.S. Важно помнить, что эмоциональный интеллект — это не быстрый и легкий процесс. Это долгий и трудоемкий путь, который требует самодисциплины, тренировки и желания измениться. Но вложение времени в развитие эмоционального интеллекта окупится с полной мерой, позволив вам строить более эффективные и гармоничные отношения в команде.
Результат: проект задерживается, качество продукта страдает, а в итоге в проигрыше оказываются все.
Именно эмоции часто становятся преградой на пути к эффективным коммуникациям в команде. Неумение управлять своими чувствами, неспособность понимать эмоции коллег — все это приводит к недопониманию, конфликтам и в итоге — к срыву проектов и потере ресурсов.
Развивать самосознание: важно научиться понимать свои эмоции, их причины и влияние на поведение.
Учиться регулировать свои эмоции: важно научиться спокойно реагировать на стрессовые ситуации, контролировать свои импульсы и не давать эмоциям взять верх.
Развивать эмпатию: важно научиться понимать чувства других людей, ставить себя на их место и учитывать их эмоции при взаимодействии.
Создавать атмосферу доверия и открытости в команде: важно установить правила конструктивного диалога, чтобы сотрудники могли открыто обсуждать проблемы и не боялись высказать свое мнение.
Развивать культуру решения конфликтов: важно научиться спокойно и конструктивно решать конфликты, искать компромиссы и не допускать эскалации напряженности.